buttons
Главная » 2020 » Декабрь » 7 » Более миллиона человек посмотрели форум «Новая образовательная среда»
Более миллиона человек посмотрели форум «Новая образовательная среда»

4 декабря Министерство просвещения Российской Федерации запустило проект «Новая образовательная среда». Стартовой точкой нового проекта стал Всероссийский форум «Современная образовательная среда: настоящее и будущее», который проходил в течение двух дней, 4 и 5 декабря, в офлайн- и онлайн-режимах.

За два дня в 23 пленарных сессиях, интерактивных лекциях, круглых столах, мастерских и онлайн-мастер-классах выступило 130 спикеров. А онлайн-трансляции на сайте форума http://edu-events.ru и в группах Министерства просвещения в социальных сетях набрали более 1 млн просмотров.

Подводя итоги, министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов отметил, что «вызовы этого года самым серьёзным образом проверили на прочность глобальное образовательное пространство, российская система образования выстояла – и не только выстояла, а смогла создать задел для динамичного развития. Один из основных инструментов, который мы используем в этой работе, – принятие ключевых решений в тесном диалоге с экспертами и общественностью. Проект «Новая образовательная среда» наглядно показывает, как можно получить синергию от такого диалога и с родителями, и с педагогами, и с учащимися. Мы не только разъяснили основные шаги по развитию системы образования и представили новые смыслы в работе над национальными проектами, но и получили реакцию на эти изменения, поняли ожидания. Мы планируем расширять это взаимодействие, проект получит продолжение, больший акцент будет сделан на работу с регионами».

Форум решил несколько задач.

Во-первых, представители Минпросвещения рассказали о том, что делается в самых разных направлениях – от подготовки будущих учителей до обеспечения горячим питанием школьников. Было озвучено и то, что уже претворяется в жизнь, и то, что планируется сделать. Например, Андрей Милёхин, директор Департамента подготовки и профессионального развития педагогических кадров Министерства просвещения Российской Федерации, сообщил, что в планах ввести новые квалификационные категории: учитель-методист и учитель-наставник. Ведомству важно получить обратную связь по этой инициативе.

Кстати, обратная связь – это вторая задача, которую решил форум. Многие педагоги, руководители, родители, ученики не только рассказали, как реализуются инновации в конкретных школах, поделились успехами, но и выдвинули интересные предложения. Какие-то идеи представители Минпросвещения подхватывали сразу, какие-то – предлагали отдельно обсудить со специалистами. Так, Евгений Семченко, директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации, прямо во время дискуссии обещал поддержать идею о кратких курсах, консультациях, повышении квалификации для членов управляющих советов, которые часто не понимают, какими полномочиями и инструментами они обладают.

Наталия Селиванова, доктор педагогических наук, профессор главный научный сотрудник лаборатории стратегии и теории воспитания личности ФГБНУ «Института стратегии образования РАО», член-корреспондент РАО, один из создателей концепции воспитания, разоблачила главные мифы на эту тему и предостерегла педагогов от перегибов: «Не надо оценивать воспитание школьников, ставя 4 за патриотизм и 5 за доброту».

Опроверг мифы о цифровой образовательной среде в своём выступлении Роман Ершов, заместитель директора ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России», рассказав о том, что на самом деле делается и запланировано в рамках нацпроекта «Образование». Елена Апанович, министр образования Иркутской области, продолжила выступление Романа, проанализировав, почему вдруг люди начали путать цифровую образовательную среду и дистанционное обучение. Вообще круглый стол «Новая образовательная среда: учитель + цифра» – одно из тех мероприятий, которые хочется пересмотреть ещё раз. Например, послушать советы и для педагогов, и для родителей Натальи Чеботарь, руководителя проекта «Нормальная школа», о том, как можно повысить эффективность обучения детей. А Юлия Ракова, вице-президент по обучению и маркетингу бренда GetResponse, не только дала конкретные советы, как лучше проводить онлайн-уроки, но и удивила многих комментаторов в сети понятием «личный бренд учителя».

Некоторые высказанные на форуме идеи были «на вырост». Например, во время «Урока цифры», прошедшего в рамках форума, участники предложили по аналогии с физруком (учителем физкультуры) ввести в школах должность «цифрука» (цифрового руководителя). А на пресс-конференции с директором Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Министерства просвещения Российской Федерации Сергеем Шатуновым юные корреспонденты предложили, кроме «Основ безопасности жизнедеятельности», ввести урок «Основы жизнедеятельности», на котором учить, например, тому, как оплатить квитанцию, совершить покупку, получить права и т.п. Много ценных идей и мнений прозвучало от студентов на форсайт-сессии «Моя другая школа», где разгорелись жаркие споры. А дети смогли помечтать о школе будущего в процессе игры «Майнкрафт».

Третья задача, которую решил форум, – обмен лучшими практиками. После того как Анастасия Панькова, директор МАУ «Школьное питание» г. Кемерово, рассказала о конкурсах школьных поваров, конкурсах на лучший детский рецепт (по которым даже выпустили книгу), а также о специальном приложении «Ревизорро», в котором и родители, и дети могут оставлять замечания, Андрей Кочеров, директор Департамента образования и науки Курганской области, сказал, что конспектировал речь Анастасии и намерен внедрить этот опыт в своей области. Думаю, что не только он записывал идеи по улучшению школьного питания, которые уже внедрены на Кузбассе. А сессию по проектной деятельности педагоги точно будут пересматривать ещё много раз. Уникальный опыт Сергея Назаркина, руководителя центра образования «Точка роста» МБОУ «Кисловская СОШ», показывает, что и в сельской школе можно творить чудеса, добиваясь потрясающих результатов. Его воспитанники выиграли в двух конкурсах федерального масштаба, а многие предприятия, включая столичные, создают с деревенскими ребятами совместные проекты. Коллега Сергея по круглому столу Константин Гуреев, директор МБОУ Петропавловская СОШ № 39 Курагинского района Красноярского края, рассказал про эксперимент, который проводит по системе Эльконина–Давыдова. В этом выступлении интересен был не только любопытный опыт, но и глубокие мысли: «Многообразие форм – провокация постоянного выбора». На панельной дискуссии о роли профсообществ Полина Мозгалева, директор АНО ДО «Детский технопарк «Кванториум», лидер региональной ячейки «Томск» Кружкового движения НТИ, поделилась уникальным опытом создания такой развивающей экосистемы в городе, которая принесла очень быстрые результаты. Если раньше 10 школьников из области попадали в финал федеральных инженерных конкурсов и двое побеждали, то через полгода после введения новой системы работы на финал поехали 70 человек, из которых 14 – победили.

Тема проектного подхода звучала и на других сессиях. Марина Волынкина, ректор колледжа МКИК, организатор международных фестивалей современного искусства DOCA, рассказала, как проекты в СПО помогают ребятам не только создать своё портфолио, но и получить уникальный опыт взаимодействия и с будущими работодателями, и даже с известными международными экспертами.

Какие-то высказанные идеи зрители форума возьмут на будущее, а какие-то смогут использовать прямо сейчас. Например, в своём выступлении Марина Мишункина, первый заместитель генерального директора АО «Аргументы и факты», рассказала про созданный их издательством мультфильм о детях во время Великой отечественной войны. Его можно показать школьникам, устроив обсуждение, и это будет лучший урок патриотизма.

Четвёртая задача, которую решил форум, – налаживание профессиональных связей. Сразу после выступления спикеров и сами участники, и зрители начинали в соцсетях делиться контактами и возникшими идеями сотрудничества.

Пятая задача – распространение интересных подходов в образовании и воспитании – была решена на площадках для родителей и учеников. Там рассказали об опасностях раннего развития, о том, как пережить удалёнку, как выстроить доверительные отношения с подростком и т.п.

Самый широкий спектр участников обеспечил очень объёмный взгляд на любую проблему. В обсуждениях участвовали руководители Минпросвещения России и региональных органов власти, педагоги, директора школ, колледжей, вузов; учёные, родители, студенты, дети, представители общественных организаций, эксперты российского и международного уровней и даже популярные блогеры.

Уверены, что для всех участников и зрителей форум стал мощным толчком для развития, а для специалистов всех уровней и рангов – богатым материалом для анализа и внедрения лучших идей и практик.

 

Источник: https://edu.tomsk.gov.ru/news/front/view/id/64938