История развития шахматного образования в системе общего образования проходила разные этапы. В последние годы, начиная с 2016 года, шахматное образование в школах и детских садах получила новый импульс для развития. «Если говорить о школах, то совершенно точно можно говорить о 2019 годе, когда в школах Томской области, в рамках Национального проекта «Образование», открылись «Точки роста», где шахматы рассматриваются как отдельный элемент по созданию условий для интеллектуального развития школьника. В 60 центрах образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» 2862 обучающихся занимаются шахматами на постоянной основе. Программы по шахматам реализуются в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования. Шахматы зашли и в Детский технопарк «Кванториум». Это из обновленных подходов к созданным условиям по привитию интереса детей к шахматам», - отмечает Елена Вторина, заместитель начальника Департамента общего образования Томской области. В настоящее время во многих школах есть все необходимые ресурсы для внедрения шахматного образования. Это шахматные классы, компьютерное обеспечение, специалисты. В 2022-2023 учебном году в 206 общеобразовательных организациях Томской области (68,9% от общего числа школ) реализуются образовательные программы по обучению игре в шахматы. Из них в 6 – в рамках обязательных учебных предметов, в 113 – в рамках внеурочной деятельности, в 100 – в рамках программ дополнительного образования. Для сравнения, в 2016 году программы реализовались в 126 общеобразовательных организациях (40,1 % школ). Общее количество обучающихся, осваивающих различные образовательные программы, направленные на изучение игры в шахматы, в 2022-2023 учебном году составило более 11620 человек. Следует отметить, что шахматное образование продолжает успешно реализовываться через программы дополнительного образования как в дошкольных образовательных организациях Томской области, так и в учреждениях дополнительного образования. Внедрение шахматного образования помогает расширить границы точных наук, способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся, формированию интеллектуально-нравственной культуры на основе межпредметной интеграции в единой системе общего и дополнительного образования, всестороннему развитию личности, развитию у учащихся пространственного и системного мышления, навыков стратегического планирования.
Источник: https://edu.tomsk.gov.ru/news/front/view?id=112205 | |