Наставничество обучающихся
Важным условием развития экономики страны является воспитание гармонично развитой, социально ответственной, мотивированной к накоплению и совершенствованию знаний личности. Одним из способов достижения перечисленных характеристик является развитие системы наставничества в системе общего образования.
В настоящее время задачи развития наставничества в системе общего образования зафиксированы в двух федеральных проектах национального проекта «Образование» «Современная школа» и «Успех каждого ребенка», а также в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
Региональная программа «Развитие наставничества в системе общего образования Томской области» представляет собой комплекс мероприятий, направленный на полное раскрытие потенциала личности наставляемого, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, проживающих на территории Томской области. Программа разработана в соответствии с Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г. «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися», Распоряжением Департамента общего образования от 27.05.2020 г № 420-р «О внедрении и реализации в Томской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
Цель программы - формирование эффективной системы наставничества для поддержки, самоопределения, профессиональной ориентации и самореализации обучающихся 5-11 классов образовательных организаций системы общего образования.
Задачи Программы:
- создать условия для раскрытия личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, формирования метапредметных навыков и метакомпетенций;
- создать условия для осознанного выбора профессии обучающимися и формирования компетенций для построения успешной карьеры;
- создать условия для привлечения студентов организаций профессионального и высшего образования в качестве наставников в различных сферах деятельности обучающихся;
- создать условия для привлечения представителей предприятий (организаций) в качестве наставников в различных сферах деятельности обучающихся;
- создать канал эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом между наставниками и наставляемыми.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
- создан и эффективно действует региональный наставнический центр в структуре ОГАОУ "Томский региональный центр развития талантов «Пульсар»".;
- созданы условия для формирования индивидуальной образовательной и профессиональной траектории обучающихся;
- привлечены студенты и представители предприятий (организаций) в качестве наставников для обучающихся;
- создано сообщество наставников и наставляемых для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом;
- внедрена целевая модель наставничества, реализуются различные формы наставничества.
Дорожная карта реализации региональной программы «Развитие наставничества в системе общего образования Томской области на 2020-2024 гг.» в муниципальном образовании «Город Кедровый» (https://kedroo.ru/doc/npa/order/2021/49.pdf)
Муниципальный координатор реализации дорожной карты: Зинченко Надежда Андреевна, методист отдела образования Администрации муниципального образования «Город Кедровый», +7 (38250) 35-336, kedroviy-otdobr@gov70.ru
Целевая аудитория: обучающиеся 5-11 классов образовательных организаций системы общего образования; родители (законные представители); педагогические работники, организации, студенты.
Работа в этом направлении ведется во всех общеобразовательных организациях. Ежегодно издается приказ, разрабатывается план работы по наставничеству, проводится аналитическая деятельность по итогам работы, осуществляется контроль. Создан раздел «Наставничество» на сайте общеобразовательных организаций.
Нормативные документы
Федеральные:
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
- Распоряжение Министерства Просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 г № 145-р «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися»
- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16)
Региональные:
- Региональный проект «Современная школа»
- Региональный проект «Успех каждого ребенка»
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 27.05.2020 г. № 420-р «О внедрении и реализации в Томской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися»
- Приказ ОГБУ «РЦРО» от 23.11.2020 г. № 331/1 «Об утверждении дорожной карты реализации региональной программы «Развитие наставничества в системе общего образования Томской области на 2020-2024 гг.»
Муниципальные: