Профориентация
В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.
Профориентация – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Цели профориентационной работы
- Формирование у детей готовности к труду.
- Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
- Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.
Задачи профориентационной работы
- Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
- Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
- Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
- Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
- Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.
Формы профориентационной работы в школе:
Работа с учениками
- Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
- Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
- Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
- Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
- Анкетирование учащихся.
- Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).
Работа с родителями
- Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
- Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
- Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
- Анкетирование родителей.
- Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
- Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
- Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).
Организационно-методическая деятельность
- Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
- Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.
Целевая аудитория: обучающиеся образовательных организаций системы общего образования; родители (законные представители); педагогические работники, организации.
Муниципальный координатор реализации дорожной карты: Зинченко Надежда Андреевна, методист отдела образования Администрации муниципального образования «Город Кедровый», +7 (38250) 35-336, kedroviy-otdobr@gov70.ru
Основные федеральные и региональные документы:
Федеральные документы:
- Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
- Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16)
- Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства»
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Региональные документы:
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 12.03.2021 г. № 394-р «Об организации и проведении профориентационной кампании для обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций Томской области»
- План мероприятий по взаимодействию академических институтов РАН и системы общего образования Томской области на 2021 год
- Региональный проект «Успех каждого ребёнка» (утверждён Советом при Губернаторе Томской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 18.12.2020 г. № СЖ-ПР-2626)
- Приказ ОГБУ «РЦРО» от 25.09.2020 г. № 228 «Об утверждении региональных показателей оценки механизмов управления качеством образования в рамках функций ОГБУ «Региональный центр развития образования» как ответственного оператора по направлениям (системам)
- Письмо Департамента общего образования Томской области от 09.09.2020 г. № 57-4249 «О проведении осенней профориентационной кампании для обучающихся 5-11 классов»
- Письмо Департамента общего образования Томской области от 18.08.2020 г. № 57-3796 «О реализации проекта «Билет в будущее»
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 08.06.2020 г. № 458-р «О работе по развитию и совершенствованию механизмов управления качеством образования в Томской области» (полный вариант)
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 08.06.2020 г. № 458-р «О работе по развитию и совершенствованию механизмов управления качеством образования в Томской области» (укороченный вариант)
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 27.05.2020 г. № 420-р «О внедрении и реализации в Томской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 10.03.2020 г. № 192-р «Об организации и проведении профориентационной кампании для обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций Томской области»
- Государственная программа «Развитие образования в Томской области» (утверждена Постановлением Администрации Томской области от 27.09.2021 г. № 342а)
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 09.08.2019 г. № 621-р «О закреплении статуса регионального оператора по мероприятиям проекта «Проектория» и «Урокам Цифры»
- Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 19.03.2019 г. № 217-р «Об организации и проведении профориентационной кампании для обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций Томской области»
- Распоряжение Администрации Томской области от 11.09.2018 г. № 598-ра «Об утверждении Плана мероприятий на 2018-2020 годы, проводимых в Томской области в рамках Десятилетия детства в Российской Федерации»
- Постановление Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 г. № 2580 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года»
Муниципальные документы:
- Приказ отдела образования Администрации муниципального образования «Город Кедровый» от 11.11.2021 №79 «Об утверждении муниципального проекта «Создание системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций муниципального образования «Город Кедровый» на 2021-2024 годы»
- План проведения осенней профориентационной кампании в 2021 году
- Сводный муниципальный отчёт об итогах осенней профориентационной кампании в 2021 г
- Круглый стол с выпускниками 9-11-х классов